История художественной гимнастики
Художественная гимнастика входит в перечень наиболее новых спортивных соревнований. Данный вид спорта в современном понимании существует немного более сотни лет, тогда как многие другие спортивные соревнования были известны еще в Древнем Риме. На формирование этого вида спорта влияли системы ритма и пластики, отдельные гимнастические приемы, танцы различных народов.
Основы и личности
Одним из первых авторов принципов художественной гимнастики считается Франсуа Дельсарт — известный французский актер, работавший учителем театрального искусства и дикции. Он считается создателем методики выразительной гимнастики, в которую входили навыки владения выразительными жестами, мимикой и позированием. Система строилась на трех основных принципах выразительности, имеющих большое значение для современной гимнастики:
- связь между движениями и эмоциями;
- включение в работу мышц, начиная с больших, и целостность действий;
- противопоставление — варианты положений конечностей во время движения.
Жорж Демени был следующим человеком, сделавшим вклад в формирование гимнастики. Он подтвердил наличие пользы динамических упражнений и растягиваний для гибкости, правильной осанки и ловкости.
На формирование взаимодействия движений и музыкального ритма значительно повлияла ритмическая система Эмиля Жака-Далькроза — музыканты, создавшего вспомогательную систему обучения ритму для своих учеников.
Основательницей такого направления, как выразительный танец, стала Айседора Дункан — знаменитая американская танцовщица и новатор танцевальной педагогики. Полноценной системы обучения Айседора Дункан так и не создала, но благодаря ей до нас дошли принципы, ставшие основой пластичности художественной гимнастике:
- формирование творческое личности через творчество самих учеников;
- использование во время обучения музыки;
- сохранение естественности движений, костюма, обуви;
- использование природы в качестве источника вдохновения образов и для эстетического развития.
В России художественная гимнастика появилась во времена СССР. Этот период имеет значение не только для российской, но и для мировой школы гимнастики. Среди этапов ее становления в это время выделяют три основных:
- ленинградский период — становление этого спорта и его развитие в Ленинграде;
- всесоюзный период — распространение гимнастики по всей территории СССР;
- международный период — развитие в других странах.
Период становления гимнастики в СССР
Годом появления художественной гимнастики в России является 1934-й, а местом ее создания — Институт им. П.Ф. Лесгафта.
В этот год при институте была открыта школа художественного движения, в которой начали преподавать гимнастику. Первыми тренерами-преподавателями считаются Р.А. Варшавская (1895—1982), Е.Н. Горлова (1889—1971), З.Д. Вербова (1898—1968) и А.М. Семенова-Найпак (1900—1982). Первые ученицы этой школы закончили обучение в 1938 году.
Школа при институте Лесгафта стала не только создателем гимнастики в современном виде, но и дала мощный толчок для распространения этого спорта. В марте 1939 года в Ленинграде прошли первые соревнования по гимнастике. В них принимали участие ученицы школы и представители спортивных обществ «Пламя», «Каучук», «Буревестник», «Строитель».
Классификация разрядов для соревнований и нормативы по гимнастике были разработаны в 1941 году действующими тренерами и преподавателями школы при институте Лесгафта. Декабрь 1945 года считается переходом художественной гимнастики на всесоюзный уровень, в это время Всесоюзная конференция по гимнастике, прошедшая в Москве, признала ленинградский вариант спорта единым для всей страны.
Уже в 1947 году состоялся I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллинне. Первой всесоюзной победительницей стала в 1948 году Ариадна Башнина (тренер Е.Н. Горлова),а первой официальной абсолютной чемпионкой СССР в 1949 году — Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева).
В 1965 году были созданы первые учебники по художественной гимнастике для институтов и школ физической культуры. Их разработал коллектив ленинградских преподавателей под редакцией Л.П. Орлова.
Международный период становления
Впервые международные спортивные встречи были проведены ленинградскими специалистами еще в 1947 году, в то время участвовали команды Швеции и Финляндии, но регулярными такие мероприятия стали только с 1955 года. В них отметились команды Франции, Бельгии, ФРГ, Югославии, Болгарии и Чехословакии.
6 декабря 1963 года считается началом международного этапа развития художественной гимнастики. Эта дата стала открытием Кубка Европы — международных соревнований по гимнастике, которые прошли в Будапеште.
Начиная с 1963 по 1991 года проводились чемпионаты мира по художественной гимнастике (по нечетным годам), а с 1978 по 1992 года проходили чемпионаты Европы (по четным годам). С 1992 года чемпионаты Европы стали ежегодными.
Первой чемпионкой Европы была Галима Шугурова — спортсменка из Омска.
Важной датой для гимнастики считается также 1967 год. Он стал началом проведения совершенно нового вида соревнований — групповых выступлений. В 1967 году в Копенгагене состоялся первый групповой чемпионат, в котором победила команда СССР, состоявшая из шести спортсменок.
Завершающим событием в распространении и становлении гимнастики стал 1980 год — Конгресс МОК принял решение о включении художественной гимнастики в Олимпийскую программу. Впервые гимнастика как часть Олимпийских видов спорта была представлена на Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 1984 году.
В городе Лангепасе спортивное отделение "Художественной гимнастики" основано в 1986 году.