Комплекс мероприятий по психологическому обеспечению тренировки и соревнования условно включает четыре составляющие:
1) психодиагностику;
2) управление психологической подготовкой;
3) управление состоянием и поведением спортсмена;
4) психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации.
Следует отметить, что эффективность психологического обеспечения тренировки и соревнования зависит от активного использования всех этих компонентов как единого целого.
Психодиагностика ставит своей целью изучить психику спортсмена и его возможности в определенных условиях спортивной деятельности. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации и спланировать более эффективную систему воздействий на спортсмена.
Управление психологической подготовкой делится на психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена выделяют четыре раздела, тесно связанных между собой: психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу; общая психологическая подготовка к соревнованиям; коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к соревнованиям; специальная подготовка к конкретному соревнованию.
Управление состоянием и поведением спортсмена необходимо при недостатках психологической подготовки, когда требуется срочно повлиять на психическое состояние спортсмена.
Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют отношение к формированию личностных качеств, снижению последствий внешних негативных психологических факторов (отношения с тренером, влияние родителей, атмосфера в группе, трудности и сложности в тренировках и соревнованиях), регуляции психического состояния спортсмена.
Особенности работы психолога со спортсменами начального этапа подготовки (8–12 лет)
Место психолога в этой работе имеет один вектор – включение тренера в решение проблем и трудностей юных спортсменов. На данном этапе психолог должен: – во-первых, оказать помощь тренеру в проведении воспитательной работы (составление совместно с тренером плана и программы такой работы);
– во-вторых, ознакомить тренера с теми психологическими трудностями, которые возникают у юных спортсменов на начальном этапе подготовки и подготовить рекомендации для снижения негативных последствий от этих проблем;
– в-третьих, разработать и предложить тренеру психотехнологии по формированию самостоятельности, ответственности, адекватной самооценки и уровню притязаний;
– в-четвертых, проанализировать с тренером психологические проблемы, возникающие в данной группе, и способы их решения;
– в-пятых, организовать психодиагностические мероприятия. Определить сроки проведения психодиагностических обследований: в начале и середине учебного года, после 1-го года обучения, после 2-го года обучения. Наиболее приемлемые методы диагностики на данном возрастном этапе: определение мотивов занятий спортом, исследование самооценки, уровня притязания, психологической атмосферы в группе;
– в-шестых, обучить спортсменов основам психической саморегуляции . Это, прежде всего, овладение навыками расслабления и мобилизации, а также технологии использования метода идеомоторной тренировки: упражнения на концентрацию внимания, на выполнение технических элементов и специальные упражнения для данного вида спорта.
Важным в работе психолога на этом этапе должна стать помощь тренеру в подготовке юных спортсменов к первым соревнованиям, но не менее важна помощь психолога после выступления юных спортсменов в соревнованиях. Для снятия негативных последствий участия юных спортсменов в соревнованиях работа психолога совместно с тренером должна заключаться в постановке реальных задач, основанных на учете возможностей юных спортсменов, на личных ожиданиях и ожидания самих спортсменов, формирование у юных спортсменов установки на процесс выступления, а не на результат, в адекватных способах воздействия как перед началом соревнования, так и после него. Следует учитывать то, что дети этого возраста по-разному реагируют на выступление в соревновании, что мальчики значительно сильнее и глубже переживают успех или неуспех. При неудаче важно снизить эмоциональное и оценочное отношение к неудаче. Обязательно найти какие-нибудь положительные стороны выступления и ни в коем случае не критиковать и не ругать за неудачное выступление. В большинстве случаев это будет создавать у юного спортсмена страх перед следующим выступлением. При успешном выступлении воспринимать его как естественный результат хорошей работы на тренировках, но одновременно выделить некоторые недочеты, которые не позволили спортсмену выступить еще лучше. Такое спокойное отношение позволит связать результат спортсмена не с его «исключительными способностями», что неизбежно приводит к завышенной самооценке, а с его усилиями в тренировочном процессе, что, как отмечают психологи, ведет к повышению мотивации. И конечно, после соревнования необходимо разобрать само выступление: что получилось, что не получилось и почему, и наметить пути подготовки к следующему соревнованию.
Особенности работы психолога с юными спортсменами на этапе специализации (13–15 лет)
На 2-м этапе диагностика должна стать обязательным фактором тренировочного и соревновательного процессов. Полезно при работе на этом этапе проведение следующих психодиагностических исследований: Исследования отношений в системе «тренер – спортсмен» . Данный тест предназначен для выявления того, как спортсмены оценивают профессиональные, поведенческие и эмоциональные качества тренера. Использование теста «Тренер – спортсмен» каждые 6 месяцев может дать полезную информацию для тренера и, возможно, предупредить проблемы, которые могут возникнуть у него со спортсменами. 2. Шкала «Атмосфера в группе» может дать очень полезную информацию о процессах, происходящих в группе. Анализ данных по этой шкале позволяет, во-первых, прогнозировать, в какую сторону (положительную или отрицательную) развиваются и могут развиваться в дальнейшем межличностные отношения в группе, если не искать путей для их оптимизации.
В данном возрастном периоде уже можно создавать психологический портрет спортсмена, куда могут войти как личностные характеристики, так и характеристики, напрямую связанные с успешностью его спортивной деятельности (мотивация на достижение успеха и избегание неуспеха, уровень тревожности, мотивы на выполнение тренировочных нагрузок, самооценка, уровень притязания, способность к саморегуляции)
Полученные результаты этих тестов позволяют организовать индивидуальную работу с юными спортсменами. Тренер должен быть ознакомлен с результатами тестов, поэтому перед тем как обсуждать ту или иную проблему со спортсменом, лучше предварительно поговорить на эту тему с тренером.
Содержание работы психолога со спортсменами 16–18 лет
Данный возрастной период обычно совпадает с юношеским возрастом, когда спортсмен решает важную для себя задачу профессионального самоопределения. Начинаются поиски индивидуального пути в спорте. В этом процессе важнейшее место занимает мировоззрение спортсмена, обобщение им спортивного опыта в форме принципов спортивной жизни, постановки больших спортивных целей. В то же время на данном этапе происходит большой отсев из спорта спортсменов среднего уровня. Одна из главных причин – они не видят дальнейших перспектив в спорте и считают, что нужно сосредоточиться на решении других жизненных проблем. Но дело в том, что потом большинство из них оценивают свой уход как преждевременный. Значит, если помочь спортсмену скоординировать спортивные цели и планы с другими жизненными целями, то можно продлить его спортивную жизнь. А если, не навязывая своих взглядов, помочь в формировании мировоззрения, собственных принципов спортивной жизни, постановке реальных перспективных целей в спорте, то можно способствовать формированию спортивной направленности личности спортсмена, что означает качественное изменение мотивации: спортсмен не просто стремится заниматься спортом, а уже не может не делать этого. Результаты целенаправленной психологической работы со спортсменами на 3-м этапе заключаются в становлении следующих психологических характеристик спортсменов: высокого уровня саморегуляции, уверенности в себе (Я сам), готовности спортсмена не опускать руки при неудачах и установке на преодоление трудностей. Психологическая направленность должна заключаться в постановке долговременных целей, установке на совершенствование, переносе ответственности за спортивный результат на спортсмена, настрое спортсменов на преодоление все возрастающих трудностей в тренировке и соревнованиях (постановка перед спортсменом все более сложных задач). Основными психологическими средствами и методами могут стать: 1. Долговременное планирование спортивной деятельности. 2. Постоянный самоконтроль за результатами своей деятельности. 3. Максимальное использование психотехнологий, тренингов для развития необходимых психологических качеств. 4. Психоформирующая тренировка.